«Аленушка» — одно из самых проникновенных и поэтичных произведений в творчестве Виктора Васнецова
Художник работал над картиной летом 1880 года, и, закончив ее в феврале 1881-го, представил на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Произведение было создано в довольно короткий промежуток времени, всего лишь за год (для сравнения, над картиной «Богатыри» Васнецов трудился почти 30 лет). Однако об истории создания «Аленушки» сегодня известно более, чем о каком-либо другом произведении: в процессе подготовки к созданию полотна Васнецов выполнил 4 рисунка, 16 этюдов и эскизов маслом и множество набросков.
«Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Аленушка», как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее»
Набросок композиции картины «Аленушка». 1880 Фрагмент
В Ахтырке Виктор Михайлович жил летом 1880 года, оттуда пешком он часто ходил в гости в Абрамцево — имение известного промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Здесь работали над своими произведениями И. Е. Репин, В. Д. Поленов и другие художники, объединенные в абрамцевский кружок.
В. М. Васнецов. У опушки. Ахтырка. 1881
Этюд
В петербургском каталоге IX передвижной выставки картина была помещена под названием «Аленушка (Дурочка)». На Руси дурочками называли юродивых, а также живущих в прислугах бедных сирот. Такую одинокую сиротку, горестно задумавшуюся о своей судьбе, и показал художник.
В. М. Васнецов. Аленушка. 1881
Этюд
В. М. Васнецов. Аленушка. 1881
В. М. Васнецов. Аленушка. 1881
Этюд
«Ой, ты, горе мое, горе серое!
Лычком связанное, подпоясанное!
Уж и где ты, горе, не моталося!
На меня, бедную, навязалося!
——
Я от горя во темны леса,
Оглянусь я назад – горе за мной идет…», — пели в народе.
В. М. Васнецов. Пруд в Ахтырке. 1880
Этюд
Васнецов в духе народной поэзии передал в картине тонкую связь между переживаниями человека и состоянием природы. Все в скорбной фигуре девочки перекликается с окружающим пейзажем: и бессильно склонившиеся к воде ветки осины, и холодная темнота омута, и остановившиеся облака. Природа тоскует вместе с Аленушкой, утешает ее, как мать утешает свое дитя. Заросли осоки будто оберегают ее от неверного шага, молодые ели стоят за ней дозорными. Ритмической выразительностью проникнута вся картина. Воедино слиты все детали природы.
Много труда отдал художник воплощению своего замысла. Именно пейзажные этюды составляют большинство подготовительных работ к картине. В окрестностях Ахтырки и Абрамцева автор искал природные мотивы, соответствующие настроению «Аленушки». Абрамцевская природа с ее типичной для средней полосы России неяркой, но полной обаяния красотой послужила выработке особого типа национального пейзажа.
В. М. Васнецов. Осока. 1880
Этюд
В 1882 году В. М. Васнецов, готовя картину для показа на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, переработал ее. Были исправлены лицо, шея, плечо девочки и отчасти пейзаж. Но главные изменения коснулись общего колорита. Сравнение законченного произведения с последним эскизом показывает, какую огромную роль в производимом впечатлении играет строго выдержанная колористическая гамма «Аленушки». Картина приобрела поэтическую цельность, в ней заговорил дух русской народной сказки.